Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников — 12 самых важных праздников после Пасхи.
Почему праздник носит название Преображение Господне?
В трёх Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36), говорится о том, что незадолго до своего распятия Иисус Христос поднялся на гору Фавор вместе со своими ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном. На горе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, а одежды — белыми, как снег. Он стоял, окружённый сиянием, как солнце лучами: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).
Пётр, Иаков и Иоанн увидели рядом с ним ветхозаветных пророков Моисея и Илию. Со слов Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
Ветхозаветные пророки говорили с Христом о Его мученической кончине и воскресении, после чего всех осенило светлое облако, и из него послышался голос: «...се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
После этих слов апостолы испугались и пали лицом на землю. Господь подошёл к ученикам и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Уже светало, и они начали спускаться с горы. Иисус повелел им никому не говорить о видении, пока он после страданий и смерти не воскреснет.
Таким образом, апостолы же по воле Господней были удостоены увидеть Преображение Сына Божия от человеческого облика к божественному, чтобы засвидетельствовать об этом всему миру.
В этот день освящаются яблоки, виноград нового урожая и другие плоды. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
|